Университет, как основной актор системы поддержки стартапов, меняет не только подходы работы с инновационными проектами, но и своё представление о базовых процессах. Продуктовая логика, характерная для стартап-проектов, давно вышла за рамки бизнес-сообществ и стала сквозной, в том числе для сферы образования. В этой ситуации результат, который создается в университете, будь то отдельный курс или целая образовательная программа, рассматривается как полноценный продукт, который можно использовать и монетизировать за пределами кампуса.
О том, что есть продукт в образовании и как заработать не только на преподавании, но и на конструировании курсов, расскажет Александр Ермаков, начальник отдела акселерации и образовательных программ Центра трансфера технологий.
— Александр, осенью прошлого года вы заработали более 600 тысяч рублей на передаче лицензий на образовательные курсы в другие университеты России. Как произошло так, что от поддержки стартапов вы перешли к образовательным продуктам?
В целом, я и не уходил от технологического предпринимательства, потому что это рамка и норма деятельности. Мы смотрим на образование как на поле для создания стартапов: каждый курс должен быть не только оригинальным, но и отчуждаемым от автора, тиражируемым и востребованным на рынке. Поясню на примере: руководителю образовательного пространства нужны актуальные курсы, но самостоятельная разработка дорогая и требует значительных временных ресурсов. В этой ситуации разумно обратиться к опыту коллег из других университетов и приобрести права на уже разработанные и апробированные курсы.
— Вы упомянули отчуждаемость как критерии образовательного курса. Что вы под этим понимаете?
Мы привыкли к тому, что носителем технологии выступает человек. Однако, когда мы разрабатываем курс с возможностью передачи, мы должны быть уверены, что его можно реализовать без автора. В этом выражается критерий отчуждаемости. Технически это значит, что все материалы находятся на одном источнике и сопровождаются инструкциями и пояснениями как для преподавателя, так и для студентов.
— Какие еще требования к курсам можно выделить?
Важным требованием является апробированность курса и наличие инструмента сбора обратной связи от участников. Например, в курсе ядерной программы «Управление проектами» мы ежегодно собираем более 1000 отзывов от студентов, на основе которых вносим изменения в программу. Так, мы стремимся добиться баланса между сложностью и применимостью материалов.
— Допустим, у нас разработан курс. В каких формах его можно коммерциализировать?
Помимо встраивания в образовательную программу, традиционным для вузов форматом является организация программ ДПО. Кстати, сейчас университет развивает систему управления ДПО как сервис для преподавателя. В моем случае, мы выбрали стратегию «покорения голубого океана»: передачу курсов как объектов интеллектуальной собственности. Для этого каждый курс регистрируется как РИД и передается по лицензии в другую организацию. В этом и проявляется принцип масштабируемости, присущий стартапам: один курс может быть передан нескольким организациям, что кратно увеличивает премию автора.
— Представим, что мы зарегистрировали курс как РИД, но разве существует маркетплейс, куда можно выложить курс и найти покупателя?
Приоткрою завесу тайны. С 2021 года мы разрабатываем концепцию подобного маркетплейса. За этот период мы уже проверили ряд важных гипотез и донастроили механизм трансфера. Думаю, что уже этой осенью мы сможем воплотить идею и запустить маркетплейс на площадке Центра трансфера технологий.
Центр трансфера технологий может помочь с оформлением РИД на образовательные курсы и их передачей как объектов интеллектуальной собственности. Подробную информацию можно найти в разделе «Сервисы и услуги».